Для общего развития, для тех кто об этом не знал :)
Заинтересовался я как то происхождением файла lena.ppm, изображение девушки, которое приводится как пример в gui в одном из учебников по питону.
Поиски по интернету были не долгими. Оказалось, это изображение очень популярное в кругах программистов.
Привожу статью, опубликованную в журнале “Домашний компьютер” №11 от 1 ноября 2002 года.
(оригинал)
Эта история началась, когда Интернет был совсем маленьким и рос под защитой Пентагона, а изображения были большими, потому что эффективные алгоритмы сжатия только разрабатывались. А уж какими были сканеры, я даже рассказывать не буду - все равно не поверите?
Если точнее, дело было в 1972 году. Журнал «Playboy» присвоил Лене Сджооблом (Lena Sjццblom) титул «Мисс Ноябрь» и, как это у них заведено, опубликовал соответствующие фотографии . Примерно в это же время Александр Савчук, молодой ученый из Университета Южной Калифорнии, искал подходящую картинку, чтобы испытать на ней работу алгоритма сжатия, а результаты доложить коллегам на предстоящей конференции. Коллектив в лаборатории подобрался мужской, и кто-то из сотрудников пришел с означенным выше журналом. Взглянув на фотографию девушки месяца, Савчук вырвал вкладыш и пустил его под вал сканера. Поскольку аппарат давал 100 линий на дюйм, а требовалась картинка размером 512х512 точек, то изображение пришлось подрезать и остановиться примерно на уровне плечей фотомодели. В ходе исследований «Лена» зарекомендовала себя хорошим тестовым изображением, а полученные научные достижения легли в основу стандартов JPEG и MPEG, финансируемых Пентагоном в рамках проекта сети ARPANET. Далее процесс пошел: коллеги захотели проверить свои алгоритмы на этом же изображении, чтобы сравнить их по эффективности и скорости с другими методами сжатия. Мало-помалу «Лена» стала использоваться самыми широкими слоями исследователей: свои открытия они испытывали на эталонном изображении и, понятное дело, результаты вместе с картинками публиковали в научных журналах, книгах и диссертациях. Надо сказать, что большинство ученых даже не подозревало об истинном происхождении фотографии. Изображение появлялось так часто, что журнал «Optical Engineering» в 1991 году поместил «Лену» на обложку одного из номеров. Нашлись люди, известившие «Playboy» о том, что его права грубо нарушены. Редактор «Optical Engineering» вынужден был рассказать коллегам по обработке изображений из «Playboy» историю распространения «Лены» в научных кругах. Те очень удивились, что такого рода продукция может пригодиться в учебных и исследовательских целях, но все-таки предупредили, для иных удовольствий неплохо было бы испросить разрешение на перепечатку.
Тут уж и в научной среде стала разгораться дискуссия о правомочности использования фотографии и, как водится, обнаружились недовольные тем, что подобные изображения публикуются в серьезных журналах. Ученые-женщины, улучив момент, пожаловались, что им, работающим в мужских коллективах, тяжело видеть этот образ повсюду: на конференциях, в библиотеке и даже в университетских аудиториях. Некоторые исследователи-мужчины предостерегали научных редакторов от «пропаганды» фотографий издания, эксплуатирующего женскую красоту. Они призывали запретить публикацию «Лены», а для тестирования использовать другие изображения - цветы, например. Сторонники «Лены» отбивались как могли и заявили, что отказ от эталона невозможен, что это такой же инструмент, как скальпель для хирурга и молоток для геолога. Отдельные личности утверждали, что знают «Лену» так хорошо, что могут предсказать поведение любого алгоритма - от размытия по Гауссу до перевода в полярные координаты - и заменить ее практически нечем.
В январе 1992 года редактор «IEEE Transactions on Image Processing» Дэвид Мансон (David Munson) опубликовал статью, в которой просил авторов воздержаться от использования «Лены», при условии, конечно, что ее можно заменить другим подходящим изображением. Мансон написал, что не намерен вводить цензуру, и привел доводы как сторонников, так и противников «эталона». В качестве дополнительного аргумента он рассказал историю о том, как «Лена» была использована даже в фильме Вуди Аллена «Заснувший». Главному герою, усыпленному в 1973 и очнувшемуся через 200 лет, для опознания были предъявлены артефакты минувшей эпохи: фотографии Сталина, де Голля и тот самый выпуск «Playboy».
Тем временем реальная Лена, не подозревающая о своей популярности, тихо жила с семьей неподалеку от Стокгольма и воспитывала троих детей. Более того, она не знала, что такое Интернет, как удобно передавать по нему изображения в сжатом виде и о своей роли в научных открытиях. Обо всем этом в 1997 году ей поведали на научной конференции те, кто «работал» с ней на протяжении 25 лет. В честь юбилея журнал «Wired» назвал Лену Сджооблом первой леди Интернета, а «Playboy» отказался от авторских прав на полюбившуюся ученым фотографию.
И хотя скептики утверждают, что пора бы заменить «старушку» на более совершенный в техническом отношении экземпляр, многие ученые по-прежнему ей верны. Лене посвящен сайт www.lenna.org. На его страницах собраны всевозможные публикации о ней, стихи и даже фотография модели, так сказать, в полный рост.