# Крестики-нолики # Компьютер играет в крестики-нолики против пользователя # глобальные константы X = "Х" O = "0" EMPTY = " " TIE = "Ничья" NUM_SQUARES = 9 # Инструкция #Демонстрирует. как создавать собственные функции def display_instruct(): """Выводит на экран инструкцию для игрока.""" print( """ Добро пожаловать на ринг грандиознейших интеллектуальных состязаний всех времен. Твой мозг и мой процессор сойдутся в схватке за доской игры "Крестики-нолики". Чтобы сделать ход. введи число от О до 8. Числа однозначно соответствуют полям доски - так, как показано ниже: 0 | 1 | 2 ---------- з | 4 | 5 ---------- 6 | 7 | 8 Приготовься к бою. жалкий белковый человечишка. Вот-вот начнется решающее сражение. \n """ ) def ask_yes_no(question): """Задает вопрос с ответом 'да' или 'нет' . """ response = None while response not in ("y", "n"): response = input(question). lower() return response def ask_number(question, low, high): """Просит ввести число из диапазона.""" response = None while response not in range(low, high): response = int(input(question)) return response def pieces(): """Определяет принадлежность первого хода.""" go_first = ask_yes_no("Xoчeшь оставить за собой первый ход? (y/n): ") if go_first == "y": print("\nHy что ж, даю тебе фору: играй крестиками.") human = X computer = 0 else: print("\nTвoя удаль тебя погубит... Буду начинать я.") computer = X human = 0 return computer, human def new_board(): """Создает новую игровую доску.""" board = [] for square in range(NUM_SQUARES): board.append(EMPTY) return board def display_board(board): """Отображает иге>овую доску на экране.""" print("\n\t", board[0], "|", board[1], "|", board[2]) print("\t", "---------") print("\t", board[3], "|", board[4], "|", board[5]) print("\t", "---------") print("\t", board[6], "|", board[7], "|", board[8]< "\n") def legal_moves(board): """создает список доступных ходов.""" moves = [] for square in range(NUM_SQUARES): if board[square] == EMPTY: moves.append(square) return moves def winner(board): """Определяет победителя в игре.""" WAYS_TO_WIN = ( (0, 1, 2), (3, 4, 5), (6, 7, 8), (0, 3, 6), (1, 4, 7), (2, 5, 8), (0, 4, 8), (2, 4, 6)) for row in WAYS_TO_WIN: if board[row[0]] == board[row[1]] == board[row[2]] != EMPTY: winner = board[row[0]] return winner if EMPTY not in board: return TIE return None def human_move(board, human): """Получает ход человека. """ legal = legal_moves(board) move = None while move not in legal: move = ask_number("Tвoй ход. Выбери одно из полей (0 - 8):", 0, NUM_SQUARES) if move not in legal: print("\nCмeшнoй человек! Это поле уже занято. Выбери дpyroe.\n") print( "Ладно ... ") return move def computer_move(board, computer, human): """Делает ход за компьютерного противника.""" #создадим рабочую копию доски. потому что функuия будет менять некоторые значения в списке board = board[:] # поля от лучшего к худшему BEST_MOVES = (4, 0, 2, 6, 8, 1, 3, 5, 7) print("Я выберу поле номер", end=" ") for move in legal_moves(board): board[move] = computer # если следующим ходом может победить компьютер. выберем этот ход if winner (board) == computer: print(move) return move # вь1полнив проверку. отменим внесенные изменения board[move] = EMPTY for move in legal_moves(board): board[move] = human # если следующим ходом может победить человек. блокируем этот ход if winner(board) == human: print (move) return move # вь1полнив проверку. отменим внесенные изменения board[move] = EMPTY # поскольку следующим ходом ни одна сторона не может победить. # выберем лучшее из доступных полей for move in BEST_MOVES: if move in legal_moves(board): print(move) return move def next_turn(turn): """Осуществляет переход хода.""" if turn == X: return 0 else: return X #Эта функция используется для того, чтобы чередовать ходы по мере того. как игроки будут их совершать. def congrat_winner(the_winner, computer, human): """Поздравляе; победителя игры.""" if the_winner != TIE: print("Tpи", the_winner, "в ряд!\n") else: print("Hичья!\n") if the_winner == computer: print("Kaк я и предсказывал. победа в очередной раз осталась за м~ой. \n"\ "Вот еще один довод в пользу того. что компьютеры превосходят людей решительно во всем.") elif the_winner == human: print("O нет, этого не может быть! Неужели ты как-то сумел перехитрить меня, белковый? \n" \ "Клянусь: я, компьютер, не допущу этого больше никогда!") elif the_winner == TIE: print("Teбe несказанно повезло. дружок: ты сумел свести игру вничью. \n" \ "Радуйся же сегодняшнему успеху! Завтра тебе уже не суждено его повторить. ") def main(): display_instruct() human = pieces() turn = X board = new_board() display_board(board) while not winner(board): if turn == human: move = human_move(board, human) board[move] = human else: move = computer_move(board, computer, human) board[move] = computer display_board(board) turn = next_turn(turn) the_winner = winner(board) congrat_winner(the_winner, computer, human) # запуск программы main() input("\n\пНажмите Enter. чтобы выйти.")